+7 499 753-98-50 г. Москва, ул. Черняховского, дом 16, офис 1508

​Мария Андреева о новом подходе к образованию

​Мария Андреева о новом подходе к образованию

В последние годы метапредметный (объединяющий сразу несколько дисциплин) подход к образованию становится все более популярным за рубежом. Он заключается в том, что школьники изучают не ряд явлений в рамках одного предмета, а одно явление с помощью нескольких предметов. К примеру, в Финляндии, где планируется внедрить такой подход в масштабах страны, дети могут учить понятие «Евросоюз», в рамках которого углубляют познания в языках, истории, географии и экономике. А через неделю темой могут стать, допустим, климатические изменения, значит, настанет пора подтянуть естествознание, экологию, экономику и политику.

В России в 90-е годы также появились подобные классы, но занятия велись раз в неделю, а предлагаемые темы были более абстрактными — скажем, «система» или «преемственность».
Школьникам предлагалось рассматривать эти понятия через призму биологии, физики, математики и других предметов, а итогом работы должно было стать что-то вроде курсового проекта с использованием не только текста, но и презентаций и даже иллюстрирующих тезисы поделок.
Такой подход позволяет развить критическое мышление, воспринимать некоторые явления не отдельно, заучивая их, а в контексте общемировых процессов. Это повышает интерес к процессу обучения, к объекту изучения, а также упрощает запоминание фактов и закономерностей. Кроме того, метапредметный подход часто сопряжен с командной работой над проектами, а это, в свою очередь, закладывает азы научного мышления и улучшает коммуникативные навыки. О том, нужно ли использовать зарубежный опыт в России, рассказывает преподаватель РГГУ, кандидат экономических наук Мария Андреева:
«Нам определённо нужно двигаться в этом направлении. Безусловно, предметную школу в России подтянули. Появились лаборатории, учителя повысили свои квалификации. Однако на этом все и остановилось. Проектная деятельность, исследовательские практики развиваются слабо. Наши технологии не имеют дальнейших перспектив. Финляндия, восточные страны Тихоокеанского региона идут по пути междисциплинарной, командной работы. Они не натаскивают детей на предметы, а рассматривают явления через призму различных областей знаний. Соответственно, роль учителя в образовательном процессе совсем иная. Основной государственный экзамен, который сдают в девятом классе, и ЕГЭ, который сдают в 11-м классе, — это экзамены по предметам, то есть демонстрация освоения той или иной школьной дисциплины. По результатам экзаменов судят об академических успехах учеников, рейтинге учителей и школ. Именно ЕГЭ дает возможность продолжить образование. Дети не представляют свои проекты, исследования. Им не надо проходить социальную практику, чтобы подтвердить аттестат о среднем образовании. Это печально, так как предметная логика не развивает в ребенке критического мышления. Ещё есть такой фактор как консервативность родителей. Они воспринимают школу с «глазами назад»: каждый сравнивает свои школьные годы с нынешней ситуацией в среднем образовании. Требования к ученикам очень высокие: родители зачастую не могут понять заданий. И начинается: «Даже я не мог решить! Что им там задают? Чему учат детей?». Родительское сообщество должно вести конструктивную беседу со школой: знать, что происходит в образовательных учреждениях, и понимать, почему их детям нужна другая система образования.
Главное, чтобы у студентов были свои аналитические компетенции, умения работать с проектами. Сложность заключается в том, что демографическая волна только начинается. Из-за большого сокращения численности учебные заведения привлекали мало кадров. Новые рабочие места в школах начали появляться сравнительно недавно. Остаётся надеяться, что сегодня за счет расширения рабочих мест, в школы сумеют прийти новые молодые педагоги. Что касается педагогов пенсионного возраста, то им просто некуда уйти. Пенсии чрезвычайно низкие».
< Вернуться назад

Новости на эту тему: