Многие театральные студии и курсы обещают развить у студентов артистические способности не только для сцены, но и для жизни. И действительно, мало какие таланты могут так пригодиться во всех сферах жизни: профессиональной деятельности, общении с друзьями, и даже в личной жизни. Ведь, перефразировав Шекспира, весь мир – немножечко театр, и хорошо бы уметь играть по его правилам. Тем более, учиться этому весело и интересно.
Актерское мастерство – такая интересная штука, что им и в одиночестве заниматься не скучно.
Вспомните школьные уроки – заучивайте наизусть и пересказывайте стихотворения и монологи любимых драматических персонажей. Рассказывайте отрывки перед зеркалом, а еще лучше – записывайте себя на видео, чтобы потом трезво оценить свою мимику, жесты и интонации, понять, что вам не нравится, найти и исправить ошибки. Перед зеркалом пробуйте выражать лицом различные эмоции.
Талант актера – это не изображение эмоций, а умение вызвать их у себя. Конечно, не в полной мере: если актер будет каждый вечер «по-настоящему» страдать и умирать за принца датского, так можно и с ума сойти. Поэтому актеры вызывают у себя сопереживание к чувствам своего персонажа и передают эти эмоции зрителям.
Наверное, это чувствовал каждый: когда пересказываешь эмоциональный монолог, сам находишься немного «на взводе», и эти ощущении не покидают тебя какое-то время. А когда читаешь стихотворения Юлии Друниной, например, несложно и расплакаться. Учитесь контролировать эти эмоции в себе и вызывать их у зрителей.
Не читайте стихотворения и монологи «на одной волне», передавая все время одну и ту же эмоцию. Разберите отрывок по частям, подумайте, как эволюционирует эмоциональное состояние героини (любовь – страдание – отчаяние – злость – ненависть – снова любовь). Играть на одной эмоции – это все равно, что петь на одной ноте. Даже если поете чисто – слушать вас долгое время не интересно.
Некоторые стихотворения попробуйте читать с разными интонациями. Например, знаменитое пушкинское «Я вас любил…» может звучать с интонациями любви, смирения, обиды или даже презрения – все зависит от вашего выбора. Актер – это тоже творец, на авторском тексте он придумывает любые надстройки, изображает любые эмоции, добавляет героям характерные особенности.