Рынок франчайзинга в Российской Федерации сегодня развивается и активно набирает обороты. Это хорошая тенденция, поскольку направление становится все более интересным.
Проверьте компанию/владельца франшизы
Рекомендуется использовать специализированные ресурсы для оценки надежности контрагента:
— действительно ли компания/владелец является действующим юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем;
— добросовестно ли платит налоги, сборы и пошлины, установленные законодательством;
— есть ли в отношении контрагента решение о ликвидации или о признании его несостоятельным (банкротом) и т.п.
Узнайте возраст бизнеса и оцените опыт владельца франшизы
Бизнес-модель должна быть проверена временем! Хорошо, когда опыт собственника более 5 лет в этой или смежной нише. Это свидетельствует о том, что бизнес неоднократно прошёл все сезоны и стабилен.
Внимательно изучите договор
У подлинной франшизы должен быть Договор Коммерческой концессии или Лицензионный договор, которые по законодательству РФ подлежат регистрации в Роспатенте.
Варианты документов такие как: Договор об оказании услуг, Партнерское соглашение, Дилерский договор и т.д. – говорят о том, что это НЕ франшиза.
Условия Договора коммерческой концессии регламентируются статьей 1027 ГК РФ (глава 54), которую необходимо изучить всем, кто собирается приобрести франшизу.
Изучите финансовую модель
Финансовая модель должна показывать:
- размер инвестиций на запуск бизнеса;
- размер постоянных и переменных затрат на ведение бизнеса;
- прогнозируемый план продаж;
- период окупаемости бизнеса;
- точку безубыточности;
- процент рентабельности бизнеса.
Каждую цифру необходимо подвергнуть сомнению и проверить. Бывают случаи, когда в финансовой модели занижены затраты на запуск бизнеса, а в прогнозируемом плане продаж завышены количество чеков и сумма среднего чека, что приводит к иллюзии прибыльного бизнеса. Правильно, когда финансовая модель выполнена динамической и содержит ячейки, которые позволяют выбирать показатели и значения из списка или вносить данные рыночных показателей применительно к территории открытия бизнеса, таких как: арендная ставка, уровень заработной платы, выбор системы налогообложения и т.д.
Свяжитесь с действующими франчайзи
Необходимо убедиться в том, что обещания франчайзера соответствуют действительности.
Действующие франчайзи – это единственные люди, которые уже прошли путь запуска бизнеса и ведут операционную работу по франшизе. Они владеют достоверной информацией по разным вопросам. Например, сколько на самом деле необходимо инвестиций на запуск бизнеса, и когда они окупятся.
Проверьте уровень востребованности на продукт у потребителей
Главная задача бизнеса – удовлетворить потребности потребителя!
Оценить уровень спроса на продукт компании рекомендуется с помощью сервиса wordstat.yandex
Введите название услуги или товара, а также регион в для получения более точной информации. Изучите информацию о компании/владельце: сайт, социальные сети, СМИ.