Российский певец Владимир Брилёв, бесспорно, является профессионалом в своем деле. Бесчисленное количество мастер-классов по вокалу, участие в жюри самых разнообразных вокальных конкурсов в разных городах России, огромное количество благодарностей от учеников и их родителей – это и есть свидетельства признания артиста как человека, который точно знает, что и как нужно делать на сцене.
Поэтому мы попросили именно его дать несколько профессиональных советов начинающим вокалистам.
«Я благодарен вам за то, что считаете мой скромный вклад в дело воспитания нового поколения российских вокалистов знАчимым и положительным, — сказал Владимир Брилёв в ответ на нашу просьбу. – Я всегда делюсь всеми полученными знаниями и навыками, поскольку считаю, что «зажимать» и «крысить» такие вещи нельзя.
Ведь мы тоже у кого-то учились, и эти учителя были также щедры с нами. Иначе и быть не может.
Что касается собственно поведения певца на сцене, то, конечно, я могу дать несколько простых, но нужных для начинающего артиста, советов. Прежде всего, надо понимать, ЧТО вы хотите выразить своим голосом, словом, телом и любыми другими изобразительными средствами. И после того, как вы ответите себе на этот вопрос, надо искать, КАК это сделать.
На сцене каждое движение рук, ног, всего вашего тела, мимика лица – все воспринимается зрителем в зале «в комплексе», создавая имидж исполнителя.
Иногда отчетливо видно, как неудачная «выходка» исполнителя мгновенно разрывает те ниточки внимания, которые соединяют его и зал, разрушает тот образ, который выстраивался долгое время. И это, конечно может быть очень обидно, но должно послужить вам уроком для дальнейшего продвижения в профессии, а не поводом «бросить все и утопиться».
Как бы ни был хорош голос певца, но его внешность и манеры, и сам выход на сцену – все либо способствует, либо мешает успеху у слушателей.
Могу привести цитату из книги Станиславского « Работа актера над собой» на эту тему:
«Недостатки, которые свободно сходят с рук в жизни, становятся заметными перед освещенной рампой и назойливо лезут в глаза зрителям… Это понятно: на подмостках человеческая жизнь показывается в узком пространстве сценической рамки. На эту жизнь, втиснутую в театральный портал, смотрят в бинокли, ее разглядывают, точно миниатюру, в лупу. При этом от внимания зрителей не ускользнут никакие детали, никакие мельчайшие подробности”.
Это очень точно подмечено великим мастером сцены. И это касается любого артиста, любого жанра!
Всё является важным, здесь нет мелочей: поза певца во время пения, как именно певец вышел на сцену, как встал у инструмента или у стойки микрофона, как держится во время исполнения, как ушел после исполнения произведения – все это весьма важно для человека, который стремится стать профессиональным вокалистом.
Весь «комплекс» этих вопросов обязательно входит в исполнительские навыки. Надо контролировать себя, свои эмоции.
Например, у некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Лучше этого не делать. Мало того, что вам грозит банальный «зажим», и вы ни ноты не споете, так еще и ничто не может испортить настроения зрителям больше, чем мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к своим зрителям.
Певцу сразу нужно привыкать к естественной, непринужденной, красивой позе у инструмента, без всяких зажимов внутри и, тем более, без судорожно сведенных рук или сжатых кулаков, то есть без всех тех лишних, сопутствующих движений, которые отвлекают внимание и нарушают ту гармонию, которую слушателю всегда хочется видеть у артиста, стоящего на эстраде. Если вы не умеете себя контролировать, то можете свой образ исковеркать каким-то нарочитым жестом, невыверенной пластикой.
Я где-то читал, что Андрей Миронов, который был мультиартистом, по несколько часов в день репетировал перед зеркалом, стараясь запоминать позы, выражение лица, мельчайшие детали, чтобы использовать их потом в своей работе на сцене. Вот это и есть настоящая работа профессионала!
Певец, умеющий красиво стоять на эстраде, уже много сделал для успеха своего выступления.
Выражение «красота спасет мир» применимо и в ситуации становления артиста – будь красивым внешне, в том числе, и твой успех будет к тебе ближе.
Насчет работы с голосом – это уже отдельный разговор. Сегодня у нас все исключительно на тему внешнего вида актера.
Я желаю всем начинающим артистам побольше читать на эту тему, потом применять и примерять на себя все прочитанное. И тогда, глядишь, капризный бог театра и сцены заметит вас и улыбнется вам благосклонно. До новых встреч в жизни и на концертах. Ваш Владимир Брилёв».