Из небольшого сервиса по продаже DVD-дисков по почте Netflix стал мировым лидером рынка стриминговых услуг. Компания снимает собственные фильмы и сериалы и конкурирует с крупнейшими киностудиями. Как ей это удалось?
Компания Netflix появилась в 1997 году в США после того, как Рид Хастингс и Марк Рэндольф решили опробовать модель продаж и аренды DVD-дисков через интернет. Идея пришла в голову Хастингсу после того, как ему пришлось заплатить штраф за видеокассету с фильмом «Аполлон-13», которую он не успел вовремя вернуть в сервис видеопроката Blockbuster. Шесть недель просрочки обошлись ему в $40, притом, что обычная ставка за прокат видеокассеты составляла $4 за неделю. Новый сервис должен был понравиться тем, кто не успевал вовремя дойти до видеопроката и сдать видеокассеты или жил вдали от крупных городов.
Маленькие красные конверты
DVD-диски только появились на американском рынке, и Netflix первым запустил сайт для их проката и продажи, имея в штате всего 30 сотрудников. В онлайн-каталоге было 925 фильмов, что было почти полным списком всех выпущенных DVD на тот момент. В первый же день запуска в апреле 1998 года интернет-магазин не выдержал нагрузки из-за наплыва посетителей, но компании все равно удалось продать 150 дисков.
Идея оказалась успешной, и вскоре компанией заинтересовались крупные рекламодатели. Сначала Toshiba America предложила бесплатный прокат трех дисков от Netflix для покупателей своих новых DVD-плееров Toshiba. Вскоре аналогичные акции запустили Pioneer, Hewlett Packard, Apple и Sony. Продажи DVD-плееров начали расти, как и число подписчиков сервиса Netflix.
Отказались от миллионов Безоса
Вскоре после запуска компанию попытался купить основатель Amazon Джефф Безос. В то время Amazon считался крупнейшим онлайн-магазином по продаже книг, но уже начал расширять список товаров и планировал предоставлять музыкальные диски и DVD своим клиентам. По словам Рэндольфа, Безос предложил компании $14–16 млн. Основатели Netflix отклонили предложение. Продавать диски на сайте они также перестали, так как конкурировать с гигантским магазином Amazon было слишком дорого.
Netflix ушел в интернет и начал снимать фильмы
К 2005 году Netflix каждый день отправлял по почте своим подписчикам 1 млн DVD-дисков. К этому моменту подписчиков было уже 6,5 млн. Развитие интернета и потокового видео позволило компании в 2007-м запустить новый потоковый сервис, который давал возможность пользователям смотреть телешоу и фильмы на компьютерах в любое удобное время.
Как Netflix работает сейчас
Пользователи сервиса могут смотреть сериалы, документальные и художественные фильмы в самых разных жанрах и на разных языках в 190 странах мира. Компания закупает не только чужой контент, но и производит собственный (телепередачи, фильмы и сериалы) и является одним из мировых лидеров среди стриминговых сервисов по количеству пользователей и доходам. Netflix входит в пятерку самых крупных технологических компаний FAANG: Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Alphabet.