Мультфильмы. Чего в них больше для ребенка, пользы или вреда? С какого возраста можно смотреть, и как дозировать? Родители малышей регулярно задаются такими вопросами.
Можно или нельзя?
Тихони и гиперактивные, послушные и вредины, отличники и двоечники – все дети любят смотреть мультфильмы. А значит, сам факт просмотра яркой анимации не играет ключевую роль в развитии ребенка, формировании его привычек и характера. Да и полностью закрыть доступ малышу к такому контенту будет непросто. Прошли времена, когда в телевизоре было считанное количество телеканалов, а мультики в их программах были представлены ограничено. Сейчас даже трехлетний малыш знает, что в ноутбуке и мамином смартфоне любимые герои живут всегда. Стоит только нажать нужную кнопочку. Объявить тотальную войну мультфильмам не получится. Разве что сыграть на опережение – с самого раннего возраста установить четкие правила просмотра мультфильмов, как, когда, какие и сколько их можно смотреть.
С какого возраста и сколько минут
Касательно возрастного ценза мнения разные. Что у психологов, что у родителей. Первые не могут определиться: год, два или три. А мам-пап условно можно разделить на три лагеря. Одни разрешают мультфильмы с самого раннего детства всегда, когда малыш захочет. Дескать, ребенку это помогает развиваться, а родителям заполучить хоть немного свободного времени. Другие выступают за цензурированный список мультиков и дозированный их просмотр. Третьи же относят мультипликацию к проявлению зла вселенского масштаба, которое “убивает” зрение, формирует деструктивные формы поведения и телезависимость.
С дозволенным временем просмотра такая же путаница. Трудно представить, как можно реализовать формулу “5 минут в день для трехлетних и 15 для шестилетних”. Тем не менее, есть психологи, которые серьезно обосновывают даже такой ценз. Это значит, что “Тачки” сможет посмотреть только первоклашка, и то лишь растянув сеанс почти на неделю. Как и дозволять просмотр детям 4-6 лет нескольких мультиков в день, но дозированно. Например, по одному утром, в обед и вечером.
Мультик – это плохо
Может испортится зрение. Связь не доказана, но именно к этой причине чаще всего апеллируют родители, запрещая детям часами просиживать возле телевизора. Если у ребенка есть нарушения зрения, однозначно следует выполнять советы и предписания офтальмолога, в том числе придерживаться рекомендованного им режима просмотра телевизора. Всем детям и взрослым также стоит знать рекомендуемое соотношение размера экрана и расстояния до зрителя: с диагональю 32 дюйма – 1,5 метра, 42 дюйма – 1,7 м, 47 – 1,9 м, 50 дюймов – 2 м.
Может замедлится двигательное развитие. Во время просмотра мультфильма активно работает зрительный канал восприятия информации. А для полноценного развития ребенку нужно еще и много двигаться, развивать речь, память, внимание.
Может появиться избыточный вес. Сидя перед экраном ребенок не расходует энергию, что чревато формированием нежелательных запасов на щечках и животике.
Может появиться синдром дефицита внимания (СДВ). Он может возникать из-за регулярной перегрузки нервной системы яркими, быстро сменяющими друг друга картинками. Проявляться СДВ может гиперактивностью, неспособностью сосредоточиться и сконцентрировать внимание, капризностью, импульсивностью и раздражительностью.
Мультик – это хорошо
Учит, развлекая. Сюжеты многих мультфильмов содержат развивающую составляющую. Просматривая их, дети получают представления о цветах и формах, учат названия животных и континентов. Герои анимаций в мультиках задают вопросы, на которые сами же и отвечают. Они решают простейшие задачки и поют веселые песни, которые легко запоминаются и воспроизводятся детьми. Есть мультфильмы, которые помогают выучить иностранный язык, освоить счет.
Помогают социализации. Дети, которые видели одни и те же мультфильмы, быстрее находят общий язык. В игре они могут копировать слова или поведение героев, назначать себя на их роли.
Расширяют словарный запас. Новые слова и обороты, произнесенные любимым героем анимации, быстро запоминаются. Пытаясь воспроизвести монологи или диалоги из любимого фильма, ребенок учится употреблять название новых предметов и понятий, а также тренирует дикцию.
Модели поведения. Большинство мультиков содержат положительные посылы. Добро в них побеждает зло, плохие герои оказываются наказанными за свои нехорошие поступки, друзья не бросают друг друга в беде, ловкость и смекалка помогает героям преодолеть трудности и так далее. У малыша формируются представления о том, как стоит и как нельзя поступать. Если еще и взрослые хоть изредка приобщаются к просмотру мультфильмам и ненавязчиво помогают расставить акценты в сюжетах, такие сеансы могут стать отличным воспитательным материалом.