Существует два типа многозадачности. Многозадачность бывает параллельной: когда человек, например, пишет научную статью и параллельно слушает конференцию. Второй тип многозадачности – последовательная: когда человек переключается между различными задачами – например, он пишет научную статью и отвлекается на чтение писем, ответы на сообщения, на то, чтобы поиграть с кошкой, покушать и т.д., а после этого возвращается к работе над научной статьей.
Такая многозадачность неэффективна, потому что любой переключение требует времени на другой вид информации или деятельности. А это съедает энергию и время: человеку нужно адаптироваться к новой информации, перестроиться и настроиться на другую работу, потом снова вернуться к прежней. В связи с чем наступает интеллектуальное и эмоциональное истощение, человек начинает больше есть и употребляет стимулирующие напитки: кофе, чай, кока-колу, что в результате истощает ресурсы организма.
В параллельной многозадачности также присутствует иллюзорность: во время написания статьи или слушания конференции мы в какой-то момент перестаем вникать в суть статьи, которую пишем, или наоборот можем что-то упустить из того, что происходит на конференции. В момент таких переключений наш мозг заполняет возникшую пустоту догадками – в результате информация искажается, и у человека нет продуктивной цельной информационной стройности.
Множество проведенных исследований доказали, что эффективность работы снижается, когда человек пытается делать два дела одновременно. Поэтому во время работы рекомендуется соблюдать чистоту концентрации, что будет позволять сосредотачиваться только на одном деле.
Например, практикуя способ Помидора: когда 25 минут мы концентрируемся на одном деле, а потом 5 минут отдыхаем, переключая свое внимание на созерцание природы, прослушивание музыки, легкие упражнения (разминку), можно достичь гораздо более высоких результатов в работе. Под переключением внимания в данном случае не подразумевается сидение в социальных сетях и интернете.
Данный способ значительно увеличивает продуктивность и, в конечном итоге, сохраняет потенциал мозга, его активность, спокойствие уменьшает тревожность и невроз на тему несделанных дел. То есть, важны четкое планирование, организация рабочего дня и смена напряжения – после концентрации на одном процессе обязательный отдых.
Самый простой пример многозадачности, которую сейчас можно наблюдать сплошь и рядом, это обучение, запоминание информации либо делание какой-нибудь работы, требующей концентрации и сосредоточенности, и параллельное прослушивание музыки. Сегодня очень многие, особенно дети и молодёжь, постоянно ходят в наушниках, работают в наушниках – буквально живут в этих наушниках. И отдельные индивидуумы, которых не так мало, показывают бОльшую продуктивность, когда они соединяют работу мыслящего мозга и сенсорику, т.е. возможности рефлекторного мозга.