- Первое, что нужно сделать, это понять простую вещь: тем, кто никогда не отказывает и готов помочь во всем, даже во вред себе, люди бывают благодарны крайне редко. Поначалу ими восхищаются, но очень скоро такую готовность помочь воспринимают не как жертву или подвиг, а как что-то само собою разумеющееся и как норму. Безотказный человек должен задать себе несколько вопросов: как эти люди справлялись без меня? Что они будут делать, если я уеду или заболею? Ответ будет прост: люди будут жить и решать свои проблемы, как и решали ранее. В случае отказа – вариант тот же.
- Понять свой страх. Часто люди боятся сказать «нет» из-за каких-то навязанных комплексов или детских травм. Нужно хорошо подумать и понять: почему я боюсь отказать этому человеку? Что в нем есть такого, что дезориентирует меня и пугает? Не стоит идти на поводу у своей боязни.
- Отказ от иллюзий о себе. Как уже говорилось, человек создает в своем сознании образ идеального себя и пытается его навязать всем вокруг. Основой любой манипуляции есть угроза «срывания масок», разоблачения. Если человек принимает себя таким, каким есть, и принимает всю правду о «себе любимом», то ним будет крайне тяжело манипулировать и пользоваться. Отказаться от своих иллюзий – дело болезненное и непростое. Это очень тяжкая борьба, потому что это бой «со своей тенью». Но победа приносит облегчение и силу.
- Причина. Стоит понять, почему хочется помочь именно этому человеку. Если не из желания получить благодарность или не из жалости, то можно не отказывать. Но если становится понятно, что помощь этому человеку уже привычка, и он сам привык перекладывать свои проблемы со своей «больной» головы на чужую «здоровую», стоит сказать «нет» и не жалеть об отказе.
- Мелочи. Начинать нужно из отказа в мелочах: вовремя заканчивать разговор по телефону, если он в тягость; не одалживать небольшие суммы людям, которые не возвращают деньги; не покупать что-то у консультантов только потому, что их жаль. На вопрос: «Почему ты отказываешься мне помочь?» можно ответить: «А по какой причине я должен/должна помочь?». Стоит помнить, что никто никому ничем не обязан, и оказывать помощь – это личное и добровольное решение каждого.
- Готовность. Многие люди, которые привыкли «лезть на голову», могут проявить холодное отношение и презрение. К такому повороту событий нужно быть готовым. Так проверяются друзья и близкие.
- Приоритеты. Стоит составить свою личную пирамиду приоритетов, и не отклонятся от нее ни на шаг, вспоминать ее каждый раз, когда нужно выбирать между «нет» и «да».
- Зеркало. Один из главных способов манипуляции – «давление на жалость». Если человек постоянно просит помощи у других, даже в тех случаях, когда может справиться самостоятельно, и при этом постоянно жалуется на жизнь, то стоит подумать о том, будет ли действенна помощь для него. Когда кто-то начинает «ныть», нужно помнить, что: а) не все так плохо, как «малюют», б) постоянные решения проблем со стороны делает человека неспособным жить самостоятельно. В таких случаях используют технику «зеркала». Если кто-то жалуется на тяжесть бренной жизни, стоит начать жаловаться в ответ. Честный человек сам откажется от помощи, манипулятор – разозлится и обидится.